Чиновники на букву «Б»

Так, к политическим госслужащим отнесены премьер-министр РК, его заместители; госсекретарь РК; руководитель Администрации президента РК, его заместители; председатель и члены Конституционного совета РК; председатель, заместитель председателя, секретарь и члены ЦИК РК; помощник президента - секретарь Совета безопасности РК; председатель Высшего судебного совета РК, председатель и члены Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
К этой же группе относятся начальник канцелярии президента РК, его заместители; помощники и советники президента РК; руководители госорганов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту, их первые заместители и заместители; министры и их заместители; акимы областей, столицы, города республиканского значения, их заместители.
Также в указанную группу вошли послы РК, руководитель канцелярии премьер-министра РК и его заместители, уполномоченный по правам человека, заведующие отделами и руководители иных структурных подразделений Администрации президента РК, их заместители.
Политическими госслужащими также считаются руководители центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства, их заместители; спецпредставители президента РК; директор Архива президента РК, его заместители; директор музея Первого президента РК, его заместители; директор «Службы центральных коммуникаций» и его замы; руководители аппаратов сената и мажилиса парламента РК, их заместители; госинспекторы структурного подразделения Администрации президента РК; акимы городов, являющихся адмцентрами областей; руководитель медцентра управделами президента и его замы.
В свою очередь, административные госдолжности делятся на корпуса «А» и «Б». В числе представителей первой категории корпуса «А» - ответсекретари центральных исполнительных органов, руководители аппаратов Конституционного совета, управления делами президента, ЦИК, Счетного комитета, агентства по делам госслужбы, руководитель департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде (ВС) РК (аппарата ВС РК) и другие.
Как всегда, благие порывы и цели. Так же, как это было и с диверсификацией экономики, и с вхождением в 50 самых развитых стран мира и далее по спис­ку. Но за перезревшими реформами стоят и другие задачи: на фоне спорадического разброда и шатания в мыслях и умах подчиненных сформировать наиболее послушный и легкоуправляемый отряд в высшем эшелоне власти.

Некорректные слова
Идея не нова, но в некоторых странах она доказала свою жизнеспособность. Но то страны с демократическими режимами правления и со свободным народом. Некогда сказанные слова Назарбаева о том, что будет создана система, «при которой политические лидеры, которым оказал доверие народ Казахстана, формируют политику», выглядят некорректными. Всем известно, что у нас перманентно народ «оказывает доверие» только одному человеку – главе государства и только на президентских выборах, когда подневольный люд заставляют голосовать за заранее предрешенную кандидатуру. Всех остальных на посты назначает сам президент или предлагает их в качестве кандидатов, но после его выдвижений никогда не было случаев, чтобы кто-то посмел возразить по предложенным им креатурам.
В Казахстане с момента приобретения им независимости все никак не может реализоваться национальная идея. Сколько сил и умов было брошено на нее – не сосчитать. Сейчас нам предлагают еще одну сверхзадачу – сплотить государство и народ в едином национальном интересе через реформу госслужбы. Но кого, скажите на милость, из простого народа может заинтересовать вброшенный очередной лозунг, когда, как говорится, «не до жиру, быть бы живу» в условиях банального физического выживания при гиперинфляции?
По замыслу главы государства необходимо более глубоко и четко подойти к разграничению политической и админис­тративной государственной службы. А вот в этом-то как раз и кроются, на наш взгляд, подводные камни предложенной реформы. Никто не спорит, что «политические служащие должны быть идеологами и практиками – активными провод­никами партийной программы». Тут президент ссылается на то, что инициатива должна исходить от партии «Нур Отан», которая, как он считает, является ведущей партией страны, и именно она должна формировать кад­ровый резерв государственных служащих. Происходит так, что изначально другим, в первую очередь оппозиционным партиям, отказывают в наборе кадрового состава, его обучении и воспитании. И мотивировать это приоритетом «правящей партии» неуместно. Ведь не будь Назарбаева и его ретивого административного ресурса, то не было бы и в помине этого искусственно созданного объединения.

Опять КПСС
Двусмысленными выглядят и слова Н. Назарбаева о том, что политические лидеры «на доверии» формируют политику. У нас формирует политику – внутреннюю и внешнюю – президент, и это может означать, что таким образом он хочет еще более легитимизировать свой статус и в случае провалов не отвечать за них. Ведь срывы происходят постоянно,и лидер также ошибается, так извините, ему народ оказал доверие, а с кем не бывает.
«Политиками будут публичные фигуры, выдвигаемые победившей на выборах партией. По логике это министры, акимы областей и городов республиканского значения и их заместители, а также ряд ключевых руководителей центрального уровня», – говорил когда-то президент. Глава государства, опуская вслух название партии «Нур Отан», по умолчанию о ней и думает, не об оппозиционных партиях же думать! А все перечисленные люди на постах являются членами этой партии. Выходит, что продолжается ясное переподчинение высших чиновников партии президента и их строгое иерархирование в ее пределах. Сравнение с КПСС более чем прозрачно. В советское время, правда, чуть в другой форме, все так и происходило. Осталось только внести изменения в Конституцию и вставить пункт о «руководящей и направляющей силе «Нур Отана»!
При успешном завершении службы эти персоны будут представляться в законодательные органы, чтобы передавать свой опыт в качестве советников и наставников высших должностных лиц. К высшим должностным лицам у нас относится и елбасы, но что-то трудно себе представить, что у него будут наставники, могущие что-то советовать.
Административная государственная служба по новой модели будет состоять из двух основных корпусов. Первый – «корпус А» – это профессиональные кадровые госменеджеры, которые будут являться активным звеном между принятием стратегических решений и их непосредственным исполнением. Все остальные административные государственные служащие войдут в состав «корпуса Б».

Пойдут по трупам?
К «политическим» будут относиться «тщательно отобранные и зарекомендовавшие себя профессионалы», которые смогут обес­печить последовательность и системность государственной политики. Думается, этим посылом Назарбаев дает понять, что он формирует в который раз личный корпус преторианцев, которые при негативных и неблагоприятных ситуациях смогут поддержать его. Президент как бы говорит, что нахождение в числе избранных почетно и по-своему необременительно. Требуются только полная лояльность и единодушие по отношению к самому лидеру. Также президент закидывает удочку и для остальных – руководителей государственных, частных компаний и неправительственных организаций, работников науки, культуры, образования, которые тоже будут иметь возможность стать членами «элитного корпуса». Условия все те же: будьте податливы и послушны, а я вам и дальше буду потворствовать. Есть в этом и некий иезуитский подход. Наверное, теперь всеми правдами и неправдами «горемыки» из «корпуса Б» будут стараться попасть в заветный пул. А для этого, может, некоторые пойдут и по трупам.
Привлекательность «корпусов» выражается и в том, что для них будут созданы новая система оплаты труда и мотивационный пакет. Служащие «корпусов», члены их семей будут взяты под особую государственную защиту.
Но интересно, где будет брать кадры для осуществления своих планов Назарбаев? Мы уже давно наблюдаем «кадровый голод» практически на всех уровнях и во всех сферах функционирования государства, что постоянно негативно сказывается на темпах и качестве развития Казахстана.
Государство, «голодая», в определенный степени пытается возместить недостаток управленческих кадров за счет усиления своего внимания к выпускникам программы «Болашак», прежде всего по экономическим специальностям. Но эта практика является порочной, так как это только один сегмент образования нашего общества, и он не дает необходимого уровня государственно-пат­риотической социализации, так как оторван от реальной практики и жизни населения страны.
Закономерен вопрос: кто и каким образом сможет и будет принципиально изменять к лучшему управление государством? Неужели вновь те, кого мы лицезреем в течение целых 20 лет?
Для создания нового служивого слоя государственных служащих необходимо формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора, расстановки, ротации и повышения квалификации кадров, а также специальной системы этических норм его поведения и образа жизни, мер социального обеспечения. То есть ресурсы профессионального и нравственного управления страной. Ответьте честно: существует ли такое в нашей стране?

 

Алмат АЗАДИ
azadialmat@gmail.com

 

"Ашық Алаң" Республиканская общественно-политическая газета

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив